Пачетти, Камилло


Пачетти, Камилло
(Pacetti, Camillo) 1758, Рим — 1826, Милан. Итальянский скульптор. Сын римского резчика гемм Андреа Пачетти, младший брат скульптора Винченцо Пачетти. Сформировался как скульптор-неоклассицист в академической художественной среде Рима. До 1805 года работал в Риме, с 1805 по 1824 — в Милане, где по предложению А. Кановы возглавил класс скульптуры в Академии Брера, сменив Дж. Франки. Первые сведения о деятельности В. Пачетти относятся к 1771, когда он получил приз за скульптуру в Академии обнаженной натуры на Капитолии, возглавляемой скульптором А. Бергонди. В 1773 был премирован за рисунок. В 1775 получил вторую премию за рельеф Юдифь демонстрирует народу голову Олоферна (1775, Рим, Академия Св. Луки), в манере исполнения которого сказалось влияние К. Рускони и мастеров его школы. Эти же черты проявились в группе Смерть св. Анны (1780-е) для римской церкви Сан Андреа делла Фратте. Винченцо Пачетти поручал Камилло реставрационные работы в сотрудничестве со скульптором Ф. А. Францони, у которого Камилло получил профессиональные навыки в этой области. В 1794 исполнил собственную работу — реставрацию рельефов постаментов статуй Гладиатор и Гермафродит из собрания палаццо Боргезе. В 1780-е создал ряд декоративных работ (стукковый декор в церквах Сан Лоренцо, 1783, Сан Никколо да Толентино). Помогал Винченцо в изготовлении работ для мануфактуры Дж. Веджвуда. Его рельефы Вакх и Ариадна, Венера и Амур, как и работы А. Кановы, влияние манеры которого испытал в Риме Камилло Пачетти, несли отпечаток изящной рокайльной грации. Исполнял маленькие скульптурные группы в технике терракоты (Орфей и Эвридика, Милан, Галерея современного искусства), которые, по-видимому, служили эскизами для будущих больших композиций. Многие из них он увез в Милан, когда в 1805 начал преподавать в Академии Брера. С 1793 — член Академии Св. Луки. В Милане при режиме Наполеона приобрел большую известность. В 1810 участвовал в украшении миланского собора, исполнил рельефы (Сдача Дрездена и Взятие Ульма) и статуи (Минерва) для арки Мира, работы для виллы Карлотта в Каденаббья. В 1807 создал небольшую группу с изображением фигуры Наполеона и Италии — Наполеон оживляет Италию св. пламенем и призывом к большим деяниям (Париж, Школа изящных искусств), выразив в ней свои демократические взгляды. Работал также в жанре портрета (бюсты А. Аппиани, В. Монти, Дж. Босси, все — Милан, Галерея современного искусства). В Ломбардии имел много учеников.
Лит.: Hubert R. Las sculpture dans l’Italie napoleonienne. Paris, 1964; Caramel L., Pirovano C. Galleria d’arte moderna: opere dell’Ottocento. Milan, 1975; Nava Cellini A. Memoria dell’antico: note su Vincenzo Pacetti e Rinaldo Rinaldi // Paragone. 1988. Vol. 39. № 465. P. 59—67.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.